Даже забытый родной язык оставляет следы в мозге
Группа учёных под руководством Лары Пирс (Lara Pierce) из университета МакГилл в Квебеке (Канада) изучала мозговую деятельность, чтобы понять, оставляют ли следы в мозге звуки родного языка, если впоследствии он был забыт. Выяснилось, что уже в младенчестве в головном мозге формируются определённые связи, сохраняющие память о языке, даже если человек давно на нём не говорит.
В ходе исследования ученые провели функциональное МРТ головного мозга у 48 девочек от 9 до 17 лет во время прослушивания записи текстов на китайском языке. Всех детей разделили на три группы. В одной группе были китайские девочки, которые были удочерены в раннем возрасте и полностью забыли родной язык. Во второй — девочки из китайских семей, живущих в Канаде, которые свободно владеют китайским, а в третьей — франкоговорящие девочки, не знающие китайского языка.
Оказалось, что мозговые импульсы у девочек из первой группы совпадали с импульсами второй группы и принципиально отличались от третьей. По мнению учёных, это говорит о том, что в их мозгу остались следы родного языка, хотя на сознательном уровне они его забыли. Сложно сказать, можно ли считать, что этот эффект относится только к языку или же к любой информации, полученной человеческим мозгом на ранних стадиях развития.
По мнению Лары Пирс, дальнейшие исследования в этой области должны сосредоточиться на вопросе о том, насколько забытый родной язык может повлиять на изучение человеком других языков.